Электронный справочник по вопросам поступления и обучения в ссузах

Городская справочная служба

по вопросам поступления в образовательные учреждения Санкт-Петербурга

тел. 8-800-555-09-62
Звонки по России бесплатно

 

Справочная служба по вопросам поступления в вузы

Подписание четырехстороннего соглашения соглашения в области развитие профессионального образования


В Санкт-Петербурге состоялось подписание четырехстороннего Соглашения о сотрудничестве в сфере профессионального образования между Санкт-Петербургом, региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", региональной общественной организации "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга" и общественной организации "Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга".

 

Четырехстороннее соглашение подписали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Игорь Максимцев и председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Виктор Павлович Смирнов.

 

 

Материалы конференции


Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга провел конференцию: «Взаимодействие исполнительных органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования для экономики Санкт-Петербурга».

 

Скачать материалы конференции (презентации)

 

Колледж – трамплин в высшую школу? PDF Печать E-mail

Санкт-Петербург – один из крупнейших научно-образовательных центров России, в котором сосредоточено свыше 10% научного потенциала страны. Кадровый потенциал Санкт-Петербурга составляет более 170 тысяч научных сотрудников, в том числе около пяти с половиной тысячи докторов наук и более девятнадцати тысяч кандидатов наук. Свыше 300 тысяч жителей города связаны с деятельностью научных и образовательных организаций, а в целом система высшего, среднего и дополнительного профессионального образования включает 274 образовательных учреждения, где обучаются более 500 тысяч учащихся.

Преподавательский состав вузов, техникумов и колледжей насчитывает около 30 тысяч человек. На эту сферу деятельности из федерального и городского бюджетов выделяются немалые средства. Но всегда ли они эффективно расходуются? Хорошо известно, что многие люди, получившие высшее образование, не востребованы на рынке труда и работают не по специальности. Даже если эти люди получили диплом о высшем образовании, в том числе и на контрактной основе, государство, как правило, все равно несет большие затраты на их обучение. Поэтому сегодня в обществе как никогда остро стоит вопрос о диверсификации учебного процесса и его многоступенчатости. К сожалению, многие чиновники от образования многоступенчатость понимают буквально. Они считают, что многоступенчатость в образовании — это слияние среднетехнического и высшего образования. Действительно, для нашей страны эта проблема вдвойне актуальна, так как сегодня мы переживаем последствия спада рождаемости, произошедшего в начале 90-х годов прошлого века. Следовательно, прежде всего нехватка специалистов среднего и высшего звена будет ощущаться в таких наукоемких производствах, как машиностроение, кораблестроение, строительство, в которых наш город всегда занимал передовые позиции.

Численность молодежи, обучающейся в государственных средних профессиональных учебных заведениях Санкт-Петербурга (колледжах), составляет около 80 тыс. человек. Выпускники колледжей призваны по окончании учебного заведения пополнять рынок труда с учетом полученного образования и работать под руководством квалифицированных кадров, имеющих высшее образование. В развитых европейских странах на одного специалиста с высшим образованием приходится пять-шесть выпускников колледжей. До 90-х годов прошлого столетия в нашей стране на десять выпускников профессионально-технических училищ и техникумов приходилось два-три специалиста с высшим образованием. В целом схема подготовки кадров в такой пропорции позволяла выстраивать прогнозируемую модель рынка труда по количеству и качеству. Но уже сегодня в России в системе высшего и среднего специального образования существует неоправданный перекос. Сейчас у нас на одного выпускника колледжа приходится три- четыре специалиста с высшим образованием. Это означит, что многие люди с высшим образованием занимают должности среднего звена, хотя формально по трудовому договору и работают в качестве специалистов с высшим образованием, и государство неэффективно расходует средства налогоплательщиков. Но самое главное - наметилась устойчивая тенденция размытия граней между высшим и средним специальным образованием, увы, в худшую сторону. В связи с демографическим кризисом, недостатком финансирования высшей школы вузы устроили настоящую охоту за выпускниками колледжей. И действительно, как не воспользоваться тем, что выпускнику колледжа не надо сдавать ЕГЭ, достаточно пройти вступительные вузовские испытания и, поступив на дневную, ускоренную форму обучения, на контрактной основе получить образование в течение двух-трех лет. При этом многие предметы, например физику, математику, сопротивление материалов, механику, ему формально зачтут. А после получения диплома о высшем образовании можно и забыть про полученную в колледже профессию. В связи с этим в обществе постоянно возникает вопрос: стоит ли государству затрачивать на среднее специальное и высшее образование такие большие финансовые ресурсы, если высшее образование получают все? Общественность задается вопросом: в чем же отличие подготовки по таким дисциплинам, как математика, физика и т. д. в колледже и вузе? И не приведет ли такая бессистемная политика унифицированного образования к потере качества высшего образования и массовому оттоку выпускников колледжей от так необходимых нам сегодня профессий рабочих и служащих? Никто не спорит, что и у выпускника колледжа должна быть возможность поступить в высшее учебное заведение. Во времена Советского Союза существовала отлаженная, проверенная временем система отбора абитуриентов, которая безошибочно определяла более достойных. Прежде всего выпускники средних технических учебных заведений поступали в вузы по результатам полноценных вступительных экзаменов на первый курс и продолжали обучение по полной программе дневной, вечерней или заочной формы обучения. В результате многие выпускники техникумов, в дальнейшем получившие полноценное высшее образование, становились не только высококвалифицированными инженерами, учеными, руководителями производства. Целый ряд специалистов, приобретя основательный профессиональный и социальный статус, впоследствии сделали управленческую карьеру, став руководителями крупных городов, краев, областей и даже государств. Но оправдан ли сегодня легкомысленный трамплин в вузы для молодых людей, окончивших колледжи и не успевших получить, ни профессиональный, ни социальный опыт? Куда он забросит и каким будет приземление неопытных новичков? Надеяться на русское авось или все-таки дать им возможность сначала зарекомендовать себя на производстве, воспользоваться полученными в колледже знаниями и быть востребованными там, где в них нуждаются уже сейчас?

Р. S. Первого сентября сего года состоялось торжественная церемония открытия нового здания Политехнического колледжа городского хозяйства общей площадью 20 000 м2. В этом здании будут учить специалистов для различных сфер городского хозяйства. Среди них создана группа будущих работников дорожного хозяйства, в которых, учитывая в каком состояние наши дороги, город очень нуждается. Не зря 17 октября в стране отмечается день работников дорожного хозяйства. Новый колледж оснащен новыми компьютерными классами и учебными лабораториями с современным оборудованием, что будет способствовать подготовки высококвалифицированных специалистов.

По-видимому, все это сделано как раз для того, чтобы способные учащиеся колледжа сразу после окончания, пошли на ускоренную форму обучения в университеты Санкт-Петербурга по полученной в колледже профессии. Их уже сейчас называют СТУДЕНТАМИ.


Президент Международного Фонда культуры и образования, к.с.н. Г. Н. Попов

Вестник высшей школы

25 октября 2010 г.

 

назад