Как стать корабелом Печать

Источник публикации: "Курьер-Медиа.Ru" от 16 сентября 2013 г.

 

Судостроение исторически является одной из ведущих отраслей промышленности Санкт-Петербурга. Помимо значительного вклада в экономику города, отрасль обеспечивает рабочие места для пятидесяти тысяч горожан. Среди них немало молодежи, которую привлекает интересная работа, стабильность, высокая зарплата и… романтика. Среди профессий, которые всегда востребованы, – техники по судовым машинам и механизмам.

 

Море зовет

 

Кто из нас в юности, читая приключенческие романы, не мечтал путешествовать, бороздить моря и океаны, покорять неудержимую стихию? И до сих пор романтика живет в сердцах многих ребят. Они мечтают плыть навстречу своим мечтам, ловить попутный ветер и чувствовать на губах соленый вкус брызг. Мечтают одержать победу, сражаясь с бурей, а потом, чувствуя себя Хозяином морей, стоять на палубе, вглядываться вдаль, где море плавно переходит в небо. Мечтают, утомившись, поздно вечером, запрокинув голову, наблюдать звездное великолепие под убаюкивающий шепот волн.
Море дает человеку время, свободу, вдохновение, а главное – возможность проверить свои силы. Только здесь, наедине с прекрасной, но жестокой стихией, можно оценить себя. Сможешь ли ты рискнуть, бросив вызов, сможешь ли спокойно смотреть, как ласковые барашки смывают отпечатки твоих ног, сможешь ли ты плыть дальше, понимая, что больше не слышно ничего, кроме волн, ударяющихся об твой корабль? И каждый, кто даст положительные ответы на эти вопросы, получает шанс доказать свою отвагу, мужество и силу духа.
К тому же, море манит к себе своей непредсказуемостью. Сегодня оно может быть ласковым, бережно укачивать твой корабль, может быть спокойным и невозмутимым, отражая, словно зеркало, яркие лучи полуденного солнца. А завтра оно способно внезапно превратиться в дикого зверя. Порывистый ветер подхватит волны и направит их на твой корабль, море станет почти черным и предстанет в образе грозного противника, с которым тебе останется лишь отважно сражаться. При этом в своем новом обличье море оказывается не менее прекрасным и привлекает своей необузданностью не меньше, чем кротким шелестом волн в штиль.
Море может быть соперником, даже врагом, а может – и спутником жизни, товарищем и другом. В любом случае, с морем никогда не будешь одинок, оно никогда не разочарует и не наскучит. И даже если покинешь его – оно не оставит тебя. И ты будешь вспоминать неповторимый соленый вкус и слышать звуки, которые будут звать тебя обратно.
Первыми, кому удалось покорить море, были египтяне: народ, изначально «живущий на реке и рекой», постепенно расширил свою сферу влияния и вышел в открытое море. Глядя на современные огромные корабли, трудно поверить, что когда-то люди отправлялись покорять морскую стихию на хлипких суденышках, которые по форме напоминали корку от апельсина с поднятыми краями.
Позже, благодаря наличию необходимых природных ресурсов, прежде всего хорошей древесины, и необходимости решать насущные экономические вопросы - расширять свои торговые связи, начала осваивать кораблестроение Древняя Финикия. Это новое дело стало развиваться у нее вполне успешно и значительно повлияло на судостроение того времени. Но вскоре Финикия была разрушена кочевниками, и в сфере кораблестроения утвердился авторитет греков. Греки же основное предпочтение отдавали военным суднам, среди которых особенно прославились те, что составили знаменитый флот Карфагена. Но вскоре и их ждало поражение: Древний Рим оказался более сильным соперником.
В эпоху средневековья также продолжало развиваться судостроение, приоритетным направлением которого было создание торговых судов. Как в Северной Европе, так и на морских путях Средиземноморья, где господствовали Венеция и Генуя, в основном использовались торговые корабли. Известно, что некоторые страны в то время даже сдавали в аренду свои корабли. Так, например, французский король Людовик IX в 1268 году арендовал для восьмого крестового похода у Венеции целый флот.
С пятнадцатого века большой популярностью стали пользоваться громадные парусные судна, вооруженные артиллерией разного калибра. Кстати, именно на таких кораблях, ничем не отличающихся от других, сделанных в это время, совершили свои великие открытия Колумб и Магеллан.
В нашем же государстве морской флот играет значительную роль еще с петровских времен. Великий император одним из первых понял, что такой великой державе необходим мощный флот. Неслучайно он лично отправился в Голландию и, как обычный плотник, стал осваивать ремесло судостроителя. Уже тогда это было непростым делом.

 

Техника требует знаний

 

С тех пор многое изменилось – суда стали не только больше по размерам, но и богаче по своим функциональным возможностям. И сегодня их работа обеспечивается техникой и оборудованием, которые с каждым годом становятся все сложнее и потому требуют знаний и умений, которые есть далеко не у каждого.
В Корабелке, как именуют свою Альма-матер студенты и выпускники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, принято говорить: «Кто умеет строить корабли – тот умеет делать всё». Это справедливо и в отношении выпускников, получивших на Среднетехническом факультете среднее профессиональное образование по специальности «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов». Обучаются здесь ребята, которых привлекает сложная техника и возможность освоить все нюансы правильного с ней обращения.
На обучение принимают выпускников девятого класса общеобразовательной школы. Поступить не так-то просто: конкурс составляет 1,5-2,5 человека на место. В среднем за последние годы на это направление поступало ежегодно 100 человек. Большинство из них в дальнейшем продолжает обучение по специальности в вузе.
Выпускники Среднетехнического факультета получают квалификацию базовой подготовки «техник» и готовятся к следующим видам деятельности: монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых машин и механизмов, проектирование и составление конструкторско-технологической документации, управление подразделением организации и выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих.
Программа обучения соответствует программе средней школы с углубленным изучением физики, математики и информатики. Дополнительно изучаются профильные предметы вуза: морская энциклопедия и океанография, история флота и устройство судов, философия и право. Проведение в процессе обучения самостоятельных научных исследований при подготовке итоговых предметных работ и рефератов обеспечивает высокую мотивацию к учебе, формирует навыки самостоятельной работы и способствует адаптации к вузовской системе обучения. А она здесь принята повсеместно: лекции, семинарские занятия, практические и лабораторные работы. Активно применяются и новые технологии обучения, коммуникативные тренинги.
Студенты учатся выполнять необходимые типовые расчеты при конструировании, разрабатывать рабочий проект деталей и узлов, организовывать работу коллектива исполнителей, контролировать качество монтажа, технического обслуживания и ремонта судовых машин и механизмов на уровне управления, обеспечивать безопасность труда на производственном участке.
Для того, чтобы всему этому научиться, студенты осваивают следующие предметы: материаловедение, метрология и стандартизация, общее устройство судов, организация труда на производственном участке и управление им, проектирование судовых энергетических установок и судовых машин и механизмов, проектирование технологических процессов изготовления деталей и узлов, техническая термодинамика и теплопередача, технология монтажа и технического обслуживания судовых энергетических установок, средств автоматики, и судовых машин и механизмов, экономика организации, электроника и электротехника.
Учебная и производственная практики являются обязательной частью образовательной программы. Производственная практика проходит в два этапа: практика по профилю специальности и преддипломная практика. Как правило, они организуются на машиностроительных и судостроительных заводах, в том числе на «Адмиралтейских верфях» и «Балтийском заводе».
«Среди средних специальных образовательных заведений мы стоим немного особняком, – отмечает Наталья Белова, декан Среднетехнического факультета Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СТФ СПбГМУ). – Наш факультет – это структурное подразделение университета в составе «Санкт-Петербургского Центра кораблестроительного образования», осуществляющее набор и подготовку студентов на базе 9 классов общеобразовательной школы. Факультет является начальной ступенью в многоуровневой непрерывной подготовке высококвалифицированных специалистов для судостроительной отрасли. Итоговый срок обучения составляет 3 года 10 месяцев, однако уже после двух лет, при наличии высоких академических результатов, студенты СТФ имеют возможность на бюджетной основе выбрать факультет и специальность для получения высшего образования в СПбГМТУ. Практически 95% учащихся нашего факультета используют этот шанс продолжить обучение в вузе. Эти ребята знают, чего хотят, и уже после 9 класса начинают готовиться к будущей профессии».

 

Ксения Румянцева