Электронный справочник по вопросам поступления и обучения в ссузах

Городская справочная служба

по вопросам поступления в образовательные учреждения Санкт-Петербурга

тел. 8-800-555-09-62
Звонки по России бесплатно

 

Справочная служба по вопросам поступления в вузы

Подписание четырехстороннего соглашения соглашения в области развитие профессионального образования


В Санкт-Петербурге состоялось подписание четырехстороннего Соглашения о сотрудничестве в сфере профессионального образования между Санкт-Петербургом, региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", региональной общественной организации "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга" и общественной организации "Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга".

 

Четырехстороннее соглашение подписали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Игорь Максимцев и председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Виктор Павлович Смирнов.

 

 

Материалы конференции


Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга провел конференцию: «Взаимодействие исполнительных органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования для экономики Санкт-Петербурга».

 

Скачать материалы конференции (презентации)

 

Высокие технологии, прикладные знания PDF Печать E-mail

ТВОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Электротехническая отрасль вновь стала привлекательной для молодежи. Судя по предложениям на рынке труда, кризис среднего профессионального образования пройден. Учебные заведения системы СПО, ведущие подготовку по электротехническим специальностям, переживают подъем в своем развитии. Снова востребованы молодые специалисты, которые уверенно разбираются в сложных схемах, способны собственноручно монтировать и чинить двигатели и приборы, умеют читать чертежи, владеют новыми технологиями.
Кузница кадров «Электросилы»
- Три года назад мы не знали, куда пристроить молодежь после выпуска, а сейчас «Электросила» уже с четвертого курса просит ребят на практику и присматривает кадры из наших студентов, - рассказывает Светлана Березина, заместитель декана по учебно-методической работе факультета среднего профессионального образования (колледжа) Университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП).
Рост востребованности начался с прошлого года. Ребята с факультета среднего профессионального образования пополняют персонал «Электросилы», находят работу в машиностроении, собирают и обслуживают машины на предприятии «Горэлектротранс», их охотно приглашает «Энергоремонт» для работы со сложными промышленными электродвигателями, трансформаторами, сварочной техникой и насосами. «Ребята на последних курсах или сразу после выпуска зарабатывают так хорошо, что даже стесняются называть нам сумму, значительно больше того, что получаем мы», - с улыбкой рассказывают преподаватели. Девушек еще до выпуска приглашают, например, в технологические службы предприятий на должности техников и технологов. Юноша, недавно практиковавшийся в Северо-Западном электромеханическом объединении, настолько успешно освоил дело, что ему уже предложили там постоянную работу.
Этот факультет в ГУАП был создан в 2005-2008 годах из двух колледжей, переживавших тогда не лучшие времена: из Колледжа авиационного приборостроения и автоматики и Электротехнического колледжа. С переходом под эгиду вуза удалось снова поставить обучение на должный уровень, а сейчас наступил период развития, сотрудничества с промышленными предприятиями, которые обновляют технологии и кадры.
Вплоть до высшего пилотажа
Специальность «Электрические машины и аппараты» является старейшей специальностью в колледже ГУАП. Изначально, с 1930 года, специалистов готовили для «Электросилы», туда отправлялось работать до 90% выпускников.
При этом колледж сейчас готовит специалистов на те должности, которые не закроешь выпускниками лицеев: в работе с электрическими машинами и аппаратами требуются более разносторонние знания и навыки «высшего пилотажа». Например, нужно уметь работать с аксонометрическими чертежами в компьютерной программе AutoCAD. Выпускники колледжа, трудясь на производстве, зачастую получают высшее образование. Связь колледжа с вузом открывает им дорогу на престижные факультеты.
В ГУАП студенты изучают автоматизацию технологических процессов и производств, в том числе отраслей машиностроения и металлообработки. В Петербурге много предприятий различного профиля, где нуждаются в их знаниях. При этом факультет СПО ГУАП - единственный колледж в России, который в рамках среднего профессионального образования готовит техников по авиационным приборам и комплексам, а также техников по электрическим машинам и аппаратам. Факультет сотрудничает с авиаремонтными предприятиями Санкт-Петербурга: на практике студенты изучают новые приборы и автоматизированные системы, осваивают компьютеризованные станки, связанные с ремонтом и обслуживанием.
- В авиационном приборостроении ожидается бурный рост, выход на новый качественный уровень, - говорит Светлана Березина. – Правительство города озвучило планы по созданию перспективных кластеров, в частности, интеллектуальных энергетических систем и аэрокосмического кластера. 26 июня в ГУАП был открыт Северо-Западный инновационно-образовательный центр космических услуг. А это значит, что в Петербурге будут создаваться новые рабочие места, требующие от сотрудников современного мышления.
Молодые мастера электротехнических специальностей, работающие в крупном машиностроении, монтируют новейшие агрегаты для гидростанций, поставляемые на экспорт. Не менее занимательна и работа в отрасли малого машиностроения, производящего оборудование и двигатели для самолетов и бортовых систем. Воспитанников колледжа охотно принимают на практику и на работу в научно-исследовательский институт машиностроения (ОАО «НИТИ МЭМ»), который создает тахогенераторы и вращающиеся трансформаторы высочайшей точности, малогабаритные двигатели и приборы для ракетно-космической отрасли, транспорта, систем промышленной автоматики, медицинской и бытовой электроники.
Экспортное производство «Электросилы» с советских времен требовало специалистов, в совершенстве владеющих иностранным языком. В колледже с 1969 года есть соответствующее отделение, студентов обучают английскому на таком высоком уровне, чтобы они могли обеспечить грамотное техническое сопровождение зарубежных заказов. Многие после выпуска работают переводчиками: например, О. Ласточкина стала переводчиком международного отдела ОАО «Силовые машины».
Задел на будущее
Как сетуют преподаватели, учебно-материальную базу колледжа - еще улучшать и улучшать. Подходящего учебного оборудования не найти в продаже, если не считать зарубежных образцов по запредельным ценам. Энтузиасты делают оборудование сами либо ремонтируют имеющееся.
Однако в ГУАП, в том же здании, где расположен факультет среднего профессионального образования, есть удивительная лаборатория Центра наноматериалов и нанотехнологий, где студенты своими глазами могут увидеть уникальные конструкции, в которых используется, например, явление сверхпроводимости. В этой лаборатории им показывают, как левитирует магнит над сверхпроводником в среде жидкого азота, как скользит над направляющими модель «паровозика», работающая на новом бесконтактном способе передачи энергии. «Это будущее энергомашиностроения; когда наши студенты выучатся, они могут стать одними из первых, кто освоил это перспективное направление», - говорят на факультете.
Преимущество обучения в колледже перед институтским образованием заключается в том, что ребята изучают стремительно меняющиеся технологии на производстве, узнавая многое даже раньше своих преподавателей. Углубленные знания студентов колледжа не оторваны от плоскости практического применения: учащиеся готовят дипломные проекты на основе действующих технологий и знаний, приобретенных на практике. Руководителями выпускных квалификационных работ являются, в основном, работники промышленных предприятий. Мастера производства и лучшие специалисты охотно делятся знаниями с молодежью, рассчитывая, что она придет к ним работать.
«Мы бережем и развиваем связи с передовыми предприятиями, - говорит декан факультета СПО ГУАП Наталья Чернова. – Сейчас у нас с ними наблюдается взаимная заинтересованность».
Знаю, умею, могу
Часть студентов факультета среднего профобразования ГУАП сейчас практикуется в «Горэлектротрансе», занимаясь в цехе сборкой, ремонтом и обмоткой электродвигателей для троллейбусов, монтажом и испытаниями. Много заочников колледжа из числа отслуживших в армии работают в Петербургском метрополитене. Как отмечает Светлана Березина, в троллейбусах применяются тяговые асинхронные двигатели со своими особенностями конструкции, которые необходимо знать специалисту, обслуживающему двигатель. Да и метрополитен сейчас готовится к закупке поездов нового поколения, выбирая между «Невой» и «Ладогой». По условиям госзаказа поезд для «подземки» обязательно должен быть оснащен асинхронными двигателями, надежными и экономичными. Соответственно, предстоит новый набор кадров, предприятие не обойдется прежним составом персонала, который привык к традиционным электромашинам.
Студенты, обучающиеся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», обычно проходят практику в сервисных фирмах, на ремонте бытовой техники – чинят холодильники, автоматические стиральные машины. Здесь выпускники тоже имеют «прикладные» знания и могут вправить электронные мозги любому кухонному комбайну. Попутно с профильным обучением все студенты технических специальностей приобретают рабочие навыки: учатся паять, работать на станках, пользоваться инструментом. Они могут своими руками смонтировать двигатель, спаять любую схему.
Сотрудничество промышленных предприятий с колледжем не ограничивается обучением молодежи. Представитель факультета СПО ГУАП ведет на ОАО «Силовые машины» занятия в системе повышения квалификации по подготовке и переподготовке кадров. Поскольку технологии меняются, работники учатся читать компьютерные чертежи, заново изучают материаловедение. Меняется все, в том числе ГОСТы, и предприятия стараются, чтобы подготовка их специалистов не отставала от этих преобразований. А преподаватели колледжа получают новые знания в области передовых технологий, оборудования производства.
Сейчас при выпуске из коллежей нет системы распределения в привычном виде, она прекратила существование еще в 90-е. Но некоторое подобие ее все же появилось, предприятия заказывают подготовку специалистов соответственно своим производственным целям.
Колледж гордится своими выпускниками. Его связи с предприятиями стали не только партнерскими, но и родственными. Зачастую в связке «колледж - завод» работают семейные пары из выпускников учебного заведения: он на «Электросиле», а она на факультете. Есть и целые производственные династии – работники предприятий электроэнергетики и колледжа.
Кроме колледжа в ГУАП специалистов по электротехнике готовит Санкт-Петербургский политехнический колледж в Колпино. История колледжа неразрывно связана с Ижорскими заводами, он и сейчас готовит кадры прежде всего для них. Кроме предприятий металлургии и металлообработки выпускники колледжа в Колпино работают на сварочном производстве, в автомобилестроении. У них есть возможность дальнейшего профессионального роста: Политехнический колледж в Колпино, как и факультет СПО ГУАП, имеет договоры с вузами, позволяющие молодежи получать высшее образование в сокращенные сроки.
Дмитрий Полянский

***

На заметку
Получить образование по специальности «Электрические машины и аппараты» можно в следующих учебных заведениях СПО Санкт-Петербурга:
Факультет СПО (колледж) Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (Московский пр., 149В);
ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский политехнический колледж» (Колпино, ул. Труда, 1/7).

 

Газета ОКНО РФ №14 от 17.07.2012, полоса 5

 

назад