Электронный справочник по вопросам поступления и обучения в ссузах

Городская справочная служба

по вопросам поступления в образовательные учреждения Санкт-Петербурга

тел. 8-800-555-09-62
Звонки по России бесплатно

 

Справочная служба по вопросам поступления в вузы

Подписание четырехстороннего соглашения соглашения в области развитие профессионального образования


В Санкт-Петербурге состоялось подписание четырехстороннего Соглашения о сотрудничестве в сфере профессионального образования между Санкт-Петербургом, региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", региональной общественной организации "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга" и общественной организации "Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга".

 

Четырехстороннее соглашение подписали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Игорь Максимцев и председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Виктор Павлович Смирнов.

 

 

Материалы конференции


Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга провел конференцию: «Взаимодействие исполнительных органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования для экономики Санкт-Петербурга».

 

Скачать материалы конференции (презентации)

 

Везет тому, кто везет PDF Печать E-mail

Газета «Работа в городе» №37 от 17.09.2012г.

Твоя будущая профессия

Везет тому, кто везет

Эксплуатация и обслуживание городского электротранспорта становится перспективной профессией

В предыдущее десятилетие так интенсивно сокращалась сеть рельсовых маршрутов, что казалось, электротранспорт в городском движении отступает на вторые роли, а трамваю и вовсе уготована судьба музейного экспоната.

Вместо этого в развитии петербургского электротранспорта наступил ренессанс. Отрасль ставят на новые рельсы, идет замена подвижного состава на более совершенный: надежнее, удобнее, экономичней. Впрочем, городской электротранспорт — не только рельсовый и не только уличный. Он включает и метрополитен, электропоезда, фуникулеры.

С перевооружением и расширением отрасли улучшаются и профессиональные перспективы тех, кто выбрал своей работой эксплуатацию оборудования и автоматики городского электротранспорта. В связи с этим можно рассчитывать и на качественное среднее профессиональное образование, и на достойные зарплаты.

 

Куда везем?

Специалистов этого направления в Санкт-Петербурге готовит Автотранспортный и электромеханический колледж (АТЭМК). И хотя виды электротранспорта не ограничиваются трамваями и троллейбусами, все же подготовка студентов по направлению «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта) ГЭТ» нацелена прежде всего на потребности крупной государственной компании-перевозчика ГУП «Горэлектротранс». Студенты обучаются четыре года на дневном отделении и три — на заочном. Значительную часть программы занимает изучение подвижного состава, будущие техники осваивают эксплуатацию и ремонт тяговых двигателей и систем управления троллейбусов, трамваев. Помимо подвижного состава они изучают организацию общей системы движения с ее маршрутами, графиками, параметрами времени.

Общественный транспорт сейчас оснащается системой спутниковой навигации, поэтому в колледже введено изучение системы ГЛОНАСС.

Исторически главным недостатком электротранспорта была прямая зависимость подвижного состава от электроснабжения. Маленькая неполадка на линии — и множество трамваев или троллейбусов обесточены и беспомощно замерли. Сейчас при обновлении технического парка город закупает для «Горэлектротранса» более совершенные машины, которые не будут страдать от перебоев с питанием. Современные модели троллейбусов имеют запас автономного хода и могут пройти на аккумуляторе до 5 километров в объезд места обрыва или дорожной аварии. И хотя в Автотранспортном и электромеханическом колледже таких машин для наглядного изучения пока нет, студенты знакомятся с ними во время практики.

 

Дисциплина и смекалка

 

Программа обучения по специальности «эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики городского электротранспорта» постоянно обновляется с учетом новых требований работодателя. Колледж ведет целевой прием учащихся и направляет студентов на работу по представлениям Горэлектротранса.

– Новые образовательные стандарты практико-ориентированы, разработаны с расчетом на постоянное сотрудничество с нашими социальными партнерами, — говорит председатель цикловой комиссии электромеханических дисциплин и светотехники Тамара Володькина. — В этом плюс программы: в ходе практического обучения студентов мы выясняем у предприятия, какое оборудование закупается, какие технологические процессы мы должны преподавать студентам. Идет постоянная ежегодная коррекция планов. Это избавляет систему среднего профессионального образования от замедленного реагирования. Сейчас не может быть такого отставания теории от дела, чтобы студент изучал релейно-контакторную схему управления, в то время как уже давно используются системы, основанные на частотных преобразователях. Мы готовим специалистов под конкретные нужды работодателей, которые меняются.

Вместе с тем у прежних стандартов тоже были преимущества: выпускники получали более разносторонние знания, отличались более широким диапазоном умений и навыков, применимых и в других отраслях. Ведь не все после 9 класса приходят в колледж по призванию, с готовностью посвятить жизнь трамваю, троллейбусу или метрополитену. Специализация сужает возможности выбора после обучения. Да и в том случае, когда молодой человек остается верен выбранной профессии, узкая специализация может его подводить в непредвиденных рабочих обстоятельствах, она снижает способность к самостоятельному поиску и принятию решений. Преподаватели специальных дисциплин в колледже, говоря об обратной стороне узкой специализации, поясняют проблему примером из смежной отрасли: сотрудники на АЭС “Фукусима-1” могли предотвратить катастрофическое развитие событий, но вместо нестандартного подключения ждали доставки совместимого оборудования и тем упустили драгоценное время. Хотя развинтить корпус и подсоединить контакты напрямую мог бы любой электрик среднего звена, не зашоренный инструкциями и конвейерным разделением труда. Такое сужение кругозора улучшает дисциплину, но не оставляет пространства для смекалки, для творческого подхода, в том числе в рационализации.

Что же касается Горэлектротранса, то ему как раз рационализаторство очень полезно: предприятие успешно развивалось благодаря новым идеям своих работников. При поломке на линии техник сам находил решение, как привести механизм в рабочее состояние. Новаторских предложений было очень много: по мнению преподавателей колледжа, нужно и впредь всячески стимулировать стремление молодых специалистов к самосовершенствованию.

По самим требованиям к профессии техник, окончивший колледж, должен быть не только грамотным исполнителем. К профессиональным качествам, которые необходимо сформировать в процессе подготовки, относятся управленческая составляющая, умение организовать работу коллектива, а также способность к выбору оптимальных решений при планировании работ в нестандартных ситуациях.

Но в любом случае, целевой набор и подготовка специалистов под заказ работодателя имеют такое бесспорное преимущество, как гарантированный спрос на специалиста. Колледж обучает студентов с твердой уверенностью, что у них будет работа. К тому же общественный транспорт относится к жизненно важным отраслям городского хозяйства (недаром трамвай стал символом блокадного Ленинграда). И какие бы кризисы ни сотрясали современную экономику, кадры в этой отрасли остаются стабильно востребованными.

 

Нет предела совершенству

 

Модернизация и обновление подвижного состава всесторонне меняют облик рельсовых и «рогатых» машин. Низкий пол, удобный для посадки-высадки людей с колясками, задает особое расположение электроприводных механизмов. Для экономичности в новых машинах используется обратная отдача электроэнергии во время торможения, электроприводное устройство «запасает» ее и затем использует, когда приходит время двинуться дальше. Такие же системы рекуперативного торможения применяются в современных лифтах.

Для таких систем лучше подходят асинхронные тяговые двигатели, которые давно используются в приводе троллейбусов. У асинхронных двигателей есть множество преимуществ, поэтому их начинают широко применять на городском электротранспорте, в том числе в метро. Безопасность, дешевизна, удобство. Они не имеют капризного и подверженного износу щеточно-коллекторного узла, просты в обслуживании, да и стоят такие двигатели заметно дешевле, чем тяговые двигатели постоянного тока.

Что касается рекуперации инерционной энергии, то в прошлом были испробованы разные системы торможения, например схемное переключение с постоянного тока на переменный и обратно. Но полезная работа торможения-отдачи с использованием асинхронных двигателей оказалась эффективней. На них применяется частотное регулирование, что позволяет повышать cos фи почти до 0,9-0,95 и сокращать потери энергии на 20-30% по сравнению с тиристорным и иными видами регулировки.

При этом балластно-реостатные системы регулирования и подавно отжили свое и выходят из употребления. Помните батареи спиралей на крышах трамваев? Трамваи и троллейбусы с релейно-контакторной реостатной системой еще бегают по петербургским улицам, но все реже, они дорабатывают свой век. Нельзя же разом отправить их все на слом и заменить в один день техникой новейших моделей.

Новая перспектива для специалистов по электротранспорту — электромобили, производство которых открыто в Петербурге. Тем выпускникам колледжа, кто захочет попробовать себя в этой отрасли, достаточно будет пройти небольшое дополнительное обучение. В этой отрасли открывается практически безграничный простор для творческой мысли: электромобилю в его современном виде еще нужны многочисленные доработки и революционные технические идеи, чтобы он обогнал в эффективности привычный автотранспорт.

Дмитрий Полянский

 

На заметку

Автотранспортный и электромеханический колледж (ул. Салова, 63). В колледж можно поступить после 9-го или после 11-го класса. В первом случае нужно сдать вступительные экзамены, а для выпускников 11 класса прием ведется по результатам ЕГЭ.

 

ВРЕЗКА:

Среднее плюс высшее

Выпускник, освоивший программу по специальности «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики городского электротранспорта», может продолжить обучение в Аграрном университете, Университете сервиса и экономики, Государственном университете аэрокосмического приборостроения и других вузах Санкт-Петербурга.

 

ВРЕЗКА

Личный электротранспорт

Проект производства машин «Ё-мобиль» стартовал в 2010 году. В Санкт-Петербурге планируется наладить сборку мощностью свыше 40 тысяч машин в год. Корпус предполагается делать из дешевых, но прочных композитных материалов, а расход топлива будет около 4 литров на 100 км благодаря использованию гибридной силовой установки.

 

назад