Виктор Демин, президент Союза директоров ССУЗ России: «Работодатель готов к дополнительным инвестициям в образование, но только в том случае, если по качеству подготовки выпускники будут соответствовать потребностям экономики" Печать

Виктор Демин, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России: «Работодатель готов к дополнительным инвестициям в образование, но только в том случае, если по качеству подготовки выпускники будут соответствовать потребностям экономики»

- С какими основными трудностями сейчас приходится сталкиваться руководителям ссузов России? - Экономика меняется и диверсифицируется, а меняться и диверсифицироваться профессиональное образование просто по определению не может. Естественно, возникает вопрос: как учреждения профессионального образования могут ответить на те вызовы, которые диктует экономика? Это и новые технологии, и состояние рынка труда. В этих условиях требуется новое качество рабочей силы - прежде всего, новый уровень компетенции. Поэтому сегодня решать проблемы нового качества рабочей силы учреждения профобразования не могут, не выстраивая отношения с рынком труда и социальными партнерами. Это, пожалуй, главное стратегическое инновационное направление, которое должно отвечать состоянию наших учреждений профессионального образования. И вместе с социальными партнерами формировать и новое содержание, новые технологии обучения, осуществлять переход на новое поколение стандартов, где на основе модульного обучения должны формироваться конкретные компетенции, которые бы отвечали потребностям реального сектора производства. Естественно, за этим выдвигаются проблемы изменения направлений в подготовке, пересмотр перечней специальностей. Необходимо отвечать на тот вызов, который экономика диктует в вопросах переподготовки и повышения квалификации. Сегодня в системе начального и среднего профобразования обучается 6 млн учащихся и студентов. А потребность в переподготовке - 11 млн ежегодно. Поэтому в условиях демографической ситуации, которая тоже является неким вызовом, проблема с контингентом учащихся будет оставаться в ближайшие 15 лет. И на фоне этого дефицита подготовки наступает проблема переподготовки кадров.

- Как отражается на деятельности образовательных учреждений увеличение финансирования? - Государство по-прежнему предусматривает небывалый прирост финансирования - более 1800 млрд рублей. Такая сумма, по меньшей мере, определяется на 2011 год. Наблюдается 12-процентный рост объемов финансирования учреждений среднего профессионального образования, несколько меньше - начального профессионального образования. Но в силу того, что многие годы финансирование - особенно по статье развития учебных заведений начального и среднего профобразования - было недостаточным, трудно сказать, насколько эти объемы могут повлиять на возможности работать в инновационном режиме. Здесь многое могут сделать сами учебные заведения, привлекая, в том числе работодателей. Правда, работодатель сегодня прагматичен: он готов к дополнительным инвестициям и софинансированию, если не только по объемам, но и по качеству подготовки выпускники будут соответствовать потребностям реального сектора экономики.

- Каким вы представляете российское образование через 10-15 лет? - Эта перспектива будет тесно связана с демографической ситуацией на ближайшие 15 лет. Произойдет диверсификация профессионального образования, где постепенно наряду с подготовкой начнет доминировать переподготовка, повышение квалификации, оказание различных образовательных услуг, неформальное образование, консультативная форма обучения, дистанционное образование. Т.е. разные формы, которые в большей степени будут направлены на специалистов, уже имеющих образование и нуждающихся в обновлении знаний. Пожалуй, это и станет главным вектором развития образования.