Демин В.В. Приоритеты СПО в модернизации системы профессионального образования Печать

deminО работе Российского союза директоров ссузов, о принятых на съезде решениях, о той роли, которую сегодня играют учреждения начального и среднего профессионального образования в решении задачи подготовки кадров для различных отраслей экономики РФ, наш корреспондент беседует с президентом Союза директоров ссузов России Виктором Дёминым.

 

— Виктор Михайлович, расскажите о том, что собой представляет сегодня общественный профессиональный союз, который вы возглавляете.

— Наша организация объединяет руководителей учебных заведений, среди которых каждый шестой — доктор наук, каждый третий — кандидат. За прошедшие 10 лет со дня образования во всех регионах страны были созданы свои советы, работают 15 отраслевых ассоциаций, ставших составной частью государственно-общественной формы управления профессиональным образованием. Союз вырос не только количественно, но и качественно. Только в дни подготовки к съезду были созданы две новые ассоциации учебных заведений города Москвы и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Более 500 директоров этих организаций решили войти в состав Союза. Такое же решение выразили директора ассоциаций начального профессионального образования. При реализации этого решения Союз директоров РФ объединит почти 75%, или более пяти тысяч руководителей учебных заведений НПО и СПО России. Это позволит ему стать самой многочисленной общественной организацией в образовании и повысит его роль в формировании и реализации государственной политики в сфере профессионального образования.

— Коль в ваш Союз директоров средних специальных учебных заведений России всё время много желающих вступить, это действительно свидетельствует о его большом авторитете в отрасли НПО и СПО. Но полагаем, что этот авторитет ваша организация завоевала конкретными делами и конкретной помощью своим членам?

— Действительно, в прошедшие годы многие из принятых Министерством образования и науки РФ, Рособразованием, Рособрнадзором решения в области профессионального образования готовились и принимались при нашем активном участии. Нам удалось выстроить отношения с главным действующими лицами рынка труда, работодателями, Российским союзом предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и их структурами в регионах. Сформированы механизмы взаимодействия, отвечающие современному характеру экономики.

Кроме того, мы уделяли большое внимание вопросам развития образовательного законодательства, проводя конструктивную работу с комитетами палат Федерального собрания. Союз директоров средних специальных учебных заведений России тесно взаимодействовал с Российским Союзом ректоров. При этом всегда получал необходимую помощь и поддержку со стороны ректорского корпуса, президента Российского союза ректоров, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова, вице-президента РАН — академика Виктора Антоновича Садовничего. Мы также удовлетворены тем, что показатель состояния НПО и СПО стал одним из основных в определении Министерством регионального развития РФ федерального рейтинга регионов в реализации социально-экономического развития.

— Виктор Михайлович, в конце 90-х годов, когда создавалась ваша общественная организация, ситуация на российском рынке профессионального образования была крайне непростой. Неопределённость в управлении учреждениями начального и среднего профессионального образования, их недофинансирование. По сути, над учреждениями начального и среднего профессионального образования висела реальная угроза ликвидации. Однако по-прежнему в кадровой структуре различных отраслей высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена составляют от 60 до 85%, а в сфере услуг — более 90%.

— Без ложной скромности скажу, что мы, директорский корпус — руководители ссузов РФ, в немалой степени способствовали не только сохранению систем НПО и СПО, но и их развитию. Также приоритетный национальный проект «Образование», объединивший усилия государства, работодателей, учебных заведений в инновационной подготовке кадров, во многом позволил сформировать новое лицо профессионального образования.

— Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, подробнее, в чём суть этого нового лица профобразования?

— Это прежде всего новые технологии, новый информационный ресурс обучения и управления. Широкая академическая свобода, новая экономика и правовая база. Появились вариативные типы и виды учебных заведений, социальное партнёрство и ориентация обучения на внешнюю среду. Более 150 международных и региональных ресурсных центров стали научно-методическими площадками инновационного развития.

Что ещё интересно — наш Союз организовал системную работу по международному сотрудничеству. Более 20% техникумов и колледжей сегодня работают по прямым связям с зарубежными учебными заведениями. С 2003 года впервые в истории российской профессиональной школы Союз стал полноправным членом Европейской ассоциации профессионального образования IFVET, а многие колледжи — коллективными членами международной ассоциации IVETA. Созданы хорошие условия для вхождения России в Копенгагенский процесс. Всё это позволило более полно и качественно ответить на потребности рынка труда.

— Виктор Михайлович, насколько способны учреждения НПО и СПО обеспечить новое качество выпускников в современных условиях финансово-экономического кризиса? И будет ли на них спрос в нынешних непростых условиях на рынке труда? Я имею в виду, конечно же, высокий уровень безработицы, повсеместное сокращение рабочих и специалистов.

— Мы представляем реальную ситуацию, складывающуюся на рынке труда. Но я считаю, что кризис — это не только время потрясений, но и время больших возможностей для качественных изменений профессионального образования. Вот и нынешняя финансово-экономическая ситуация подстегнула учебные заведения к более активному внедрению инноватики в свою работу, к расширению социального партнёрства, особенно по линии служб занятости. В итоге за первый квартал 2009 года в наших учебных заведениях было обучено по направлению служб занятости более 300 тысяч человек. В общем, все начинают осознавать, что в условиях демографической ситуации и конкуренции на рынке образовательных услуг победит тот, кто первым учтёт интересы работодателей. Принцип: обучение граждан в течение всей жизни — должен отныне стать доминирующим в работе учебных заведений. Такова мировая тенденция.

— В общем, вы не сомневаетесь, что спрос на работников с начальным профессиональным и средним специальным образованием, которые готовятся в системах НПО и СПО, сохранится, несмотря ни на какие сложности в отечественной экономике?

— Если во многих секторах экономики нет кризиса перепроизводства, скорее, они сворачивают прежние объёмы производства из-за падения покупательской способности, то в профессиональном образовании ситуация не столь однозначная. С одной стороны, мы испытываем кризис перепроизводства кадров, с другой — недопроизводства. Кроме того, в обществе сохраняется низкий престиж рабочих профессий и специалистов среднего звена. Как следствие — их явный дефицит, сегодня мы только на 30–40% закрываем потребность в таких кадрах. Особенно остро нехватка рабочих и специалистов среднего звена ощущается в базовых отраслях экономики. Но при этом лишь 40% выпускников работают по специальности. Конечно, есть проблемы и в самих системах НПО и СПО. Это сохраняющаяся деформация структуры и объёмов подготовки, устаревшая ресурсная база обучения, не позволяющая внедрять самые современные технологии и методы обучения. В итоге качество подготовки выпускников, их профессиональная компетенция не всегда соответствуют ожиданиям работодателей.

— Каким образом, по вашему мнению, можно решить эти проблемы?

— Мы понимаем, что в нынешних условиях говорить о целостной кардинальной реформе систем НПО и СПО невозможно. Но довести нам до логического завершения уже принятые Правительством РФ решения нужно, и это возможно. Необходимо поддержать и развить новые модели профессионального образования, направленные на позитивные изменения. Видимо, речь должна идти о приоритетах среднесрочного стратегического развития с учётом международного опыта наших коллег, действующих в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Такими приоритетами могли бы стать меры по совершенствованию воспитательной роли и качества подготовки молодых специалистов, структуры и содержания образования, экономических механизмов, законодательной и нормативной базы, кадрового потенциала. Работа в этих направлениях позволит сделать важный шаг в повышении качества подготовки кадров. Но многое будет зависеть от того, насколько заинтересованно подключатся к решению кадровых проблем своих предприятий бизнесмены, руководители промышленных предприятий, — работодатели.

— Какие меры по поддержке студентов в условиях финансово-экономического кризиса принимаются в учреждениях профессионального образования систем НПО и СПО?

— Учебные заведения, как отметил президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, существуют в первую очередь для студентов. Эту позицию мы целиком разделяем. Руководители учреждений НПО и СПО не допускают свёртывания ранее действовавших социальных программ. Дополнительно предложено приостановить рост стоимости обучения студентов и ввести гибкие формы оплаты, просить Минфин снять все ограничения на использование стипендиального фонда на проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий со студентами, на их питание независимо от сроков обучения. Также мы внесли предложение разрешить уменьшение стоимости обучения студентам, обучающимся на «хорошо» и «отлично», в том числе в филиалах. И не рассматривать эту меру поддержки студентов и их родителей как финансовое нарушение и как материальную выгоду при налогообложении.

— Как вы уже упомянули, с каждым годом растёт конкуренция с вузами за абитуриентов. За счёт чего вы её пока удерживаете? Или уже не выдерживаете?

— В условиях полной доступности высшего образования — на 1 тыс. мест в вузах приходится более 400 выпускников — необходимо уже государственное регулирование направлений дальнейшего обучения школьников. Демографическая ситуация должна в корне менять и нашу работу со школой в рамках профильного обучения. Спад приёма на обучение в училищах и в средних специальных учреждениях профессионального образования будет продолжаться. Но чересчур широкая доступность молодёжи к высшему образованию может привести к серьёзным кадровым проблемам, прежде всего на промышленных предприятиях, в федеральных учебных заведениях, осуществляющих подготовку кадров технического профиля. Поэтому необходима, как мы считаем, переориентация школы на получение выпускниками только высшего образования.

— К сожалению, ещё в советские времена в обществе существовало мнение о том, что те же ПТУ рассчитаны на девиантных детей, а также из малообеспеченных семей, в которых родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок как можно быстрее начал приносить в дом деньги. Сегодня ситуация изменилась?

— Статистика полностью опровергает бытующее и сегодня мнение о том, что в училищах, техникумах, колледжах учатся самые слабые выпускники школ, которым не по плечу обучение в вузах. Вопреки этому мнению, идёт объективный процесс всё большего принятия молодёжью, причём из самых различных социальных слоёв, других представлений об успешности, о целях в жизни. Всё больше молодых людей приходит к выводу, что успех в жизни — это не только диплом, полученный в престижном вузе, но и настоящее профессиональное мастерство. И это позитивное настроение молодёжи надо всячески поддерживать, тем самым разрушая вредную для всех идею «кастовости» профессиональной структуры. Тем более что в нынешней экономической ситуации амбициозные желания выпускников иметь высокую зарплату при недостаточной компетенции практически уже невозможно реализовать. Неудивительно, что мы всё чаще сталкиваемся с вопросами молодых людей и их родителей о качестве подготовки специалистов, об их соответствии требованиям рынка труда, о гарантиях трудоустройства.

В этой ситуации логично и нам пересмотреть уровневую систему профессионального образования НПО и СПО. Практика их интеграции в ряде регионов показала, как единственный вид учебного заведения — колледж становится многоуровневым, многофункциональным учебным заведением, реализующим разные программы профессионального образования, в том числе обучение в течение всей жизни. Отдельные колледжи готовы к проведению эксперимента по реализации программ технологического бакалавриата. Нам нельзя останавливаться на достигнутом уровне развития НПО и СПО. Необходимо отойти и от архаичной терминологии наших специальностей: техник, рабочий… Это уже не отвечает потребностям и интересам молодёжи и работодателей, поднимает престиж в обществе учреждений НПО и СПО. Такие тенденции соответствуют и мировой практике профессионального образования.

— Как вы относитесь к идее создания федеральных колледжей по аналогии с проектом открытия федеральных университетов, который уже реализуется в России?

— Я считаю, что назрела необходимость обсудить и эту идею. Почему нет? Нам тоже нужны лидеры профессионального образования. Получив соответствующий статус и финансирование, федеральные колледжи реально могли бы стать региональными научными методическими центрами отработки государственной политики, инноваций и экспериментов в области НПО и СПО. Сегодня мы просим законодателей ускорить рассмотрение вопроса о включении периода обучения молодёжи в страховой пенсионный стаж.

— Виктор Михайлович, возвращаясь к поводу, послужившему отправной точкой для интервью с вами, как бы вы коротко сформулировали итоги Пятого съезда Союза директоров средних специальных учреждений профессионального образования РФ?

— Участникам съезда удалось главное — предложить меры, которые способны обеспечить российскую экономику на выходе из кризиса квалифицированной, настроенной на постоянное повышение квалификации рабочей силой. Важно также, что съезд поддержал предложения руководителей учреждений, общественных объединений НПО и СПО о слиянии и создании единой общероссийской общественной организации Союза директоров.

— Что же, мне остаётся пожелать вам и вашим коллегам успеха в реализации тех приоритетных направлений развития, которые определил съезд.