Электронный справочник по вопросам поступления и обучения в ссузах

Городская справочная служба

по вопросам поступления в образовательные учреждения Санкт-Петербурга

тел. 8-800-555-09-62
Звонки по России бесплатно

 

Справочная служба по вопросам поступления в вузы

Подписание четырехстороннего соглашения соглашения в области развитие профессионального образования


В Санкт-Петербурге состоялось подписание четырехстороннего Соглашения о сотрудничестве в сфере профессионального образования между Санкт-Петербургом, региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", региональной общественной организации "Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга" и общественной организации "Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга".

 

Четырехстороннее соглашение подписали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Игорь Максимцев и председатель Совета директоров средних профессиональных учебных заведений Виктор Павлович Смирнов.

 

 

Материалы конференции


Совет директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга провел конференцию: «Взаимодействие исполнительных органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего профессионального образования для экономики Санкт-Петербурга».

 

Скачать материалы конференции (презентации)

 

Беседа - Задачи развития учреждений среднего профессионального образования PDF Печать E-mail

Задачи развития среднего профессионального образования

 

Е. БУНТМАН: Это дневной «Разворот». Евгений Бунтман и Маша Гайдар. И у нас в гостях Виктор Дёмин, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений, директор Красногорского оптико-электронного колледжа МО, профессор, доктор наук. Мы хотели по порядку выяснить, что такое, как в сочинении, надо расшифровать каждую часть названия. М. ГАЙДАР: Раскрыть. Е. БУНТМАН: Да, раскрыть тему. Что такое сейчас в России средне-специальное образование. М. ГАЙДАР: И немножко статистики дайте, пожалуйста, чтобы нас сориентировать. В. ДЁМИН: Добрый вечер. Я очень рад тому, что «Эхо Москвы» уделило внимание проблеме и вопросу профессионального образования России. Может быть, всего того, что происходит диверсификация экономики, растёт потребность в специалистах, растёт спрос потребительский, растёт занятость населения в экономике. Скажем, за последнее время с 66 млн до 70,6 млн выросло трудоспособное население России. Снижается уровень безработицы, происходит очень серьёзные и позитивные изменения в экономике. И вместе с тем мы признаём, что от 40 до 70% занятого в различных отраслях экономики, особенно вне производственной сфере, занимают специалисты со средним и начальным профессиональным образованием. Однако, несмотря на 300-летнюю историю профессионального образования России, в обществе периодически возникает вопрос, что характеризует начальное, среднее профессиональное образование. Я не ставлю перед собой задачу поучать или же окунуться глубоко в историю. Вместе с тем, коль такие вопросы возникают, наверное, нужно дать некое пояснение. В России существует четыре уровня профессионального образования – начальное – подготовка осуществляется рабочих кадров, среднее профессиональное образование в учреждениях, в которых осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Высшее образование и послевузовское образование. Все эти уровни в той или иной степени решают проблему подготовки кадров для различных отраслей экономики. Скажем, начальное профессиональное образование, к этому уровню относятся училища, и среднее профессиональное образование – это виды учебных заведений, специальные училища, такие как медицинские, музыкальные, техникумы и колледжи. В них осуществляется подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. И мне, как президенту Союза директоров средних специальных учебных заведений России, представляющего директорский корпус почти трёх тысяч учебных заведений, предоставлена такая возможность и право в хорошем смысле лоббировать интересы на государственном уровне среднего профессионального образования. Это лоббирование необходимо. И под ним мы понимаем участие, прежде всего, в формировании государственной политике в области профессионального образования. Е. БУНТМАН: Кто формирует перечень специальностей необходимых? Это госзаказ какой-то или это… М. ГАЙДАР: От предприятий приходит заказ, вы сотрудничаете с ними. Как вы формируете перечень? В. ДЁМИН: Коль я уже коснулся проблемы государственной политики, то это, прежде всего, формирование того направления содержания подготовки, мониторинга потребности и формирование объемов структуры и профиля подготовки. И вне всякого сомнения это серьезнейшая проблема. Она решается как на государственном уровне, и в последнее время все более и более начинают привлекаться социальные партнеры, работодатели, представители рынка труда. Учитывая, что в системе среднего специального образования сегодня обучается достаточно большое число молодежи – около 3 млн, это около 3 тысяч учебных заведений, из них 270 – это негосударственные техники и колледжи, и около 3 млн молодёжи, студентов, которые ежегодно около 1 млн. человек выходят на рынок труда. Е. БУНТМАН: И они востребованы? В. ДЁМИН: Они достаточно востребованы. Начиная с поступлений, когда конкурс на поступление в учебное заведение составляет от 1,5 до 2 человек на место, есть даже 4 человека на место. И что очень важно, молодёжи предоставляется возможность выбрать профессию из 250 специальностей, которые сегодня предоставлены для молодёжи. Правда, эта цифра время от времени колеблется, поскольку меняется характер экономики, потребность в специалистах, квалифицированных рабочих. Но стабильно около 250 профессий предлагается на выбор. М. ГАЙДАР: А скажите, платно, бесплатно, какое соотношение? В. ДЁМИН: 270 учебных заведений из 300 тысяч – это негосударственные учебные заведения, где ведётся подготовка на платной основе. На сегодня мы понимаем, что государство, уделяя в последнее время огромное внимание, о чем заявление и президента в последнем послании, и премьер-министра, который в последние 2-3 года пристальное внимание уделяет вопросам подготовки рабочих и специалистов. И на сегодня объёмы финансирования растут достаточно в больших объёмах. Я скажу по национальному проекту. Около 3,6 млрд рублей было выделено. Е. БУНТМАН: Это образованию. В. ДЁМИН: Среднему профессиональному образованию. Однако, средств, с одной стороны не хватает, естественно, сегодня спрос превышает предложение учебных заведений. И достаточное количество молодёжи учится на платной основе. В среднем где-то порядка 40% к уровню бюджетного финансирования составляют те молодые люди. Которые учатся за счёт средств родителей и юридических лиц. М. ГАЙДАР: А сколько им нужно платить в год? В. ДЁМИН: На сегодня средние затраты государства на одного студента составляют около 29 тысяч рублей. В среднем стоимость обучения равна тем затратам, которые несёт государство. Е. БУНТМАН: Давайте по порядку. Что такое средне-специальное профессиональное образование? Это молодые люди, которые поступают когда? После того, когда получают неполное среднее образование в школе? В. ДЁМИН: После 9 класса на обучение в техникумы и колледжи поступают порядка 35% выпускников. Е. БУНТМАН: А остальные – после школы. В. ДЁМИН: И 38% после окончания 11 класса, что тоже говорит о востребованности в обществе этого уровня образования. Если вернуться к конкурсу и количество выпускников около 40% 9-11 класса, они испытывают потребность получения этого уровня образования. Возникает вопрос, чем вызван такой интерес. Е. БУНТМАН: Почему не в ВУЗы идут? В. ДЁМИН: Мне представляется здесь два фактора. Несмотря на очень системную профориентационную работу, которую мы проводим, объективно и реально многие выпускники идут поступать для того, чтобы получить базовое профессиональное образование, и по необходимости сменить образовательную среду. И как можно быстрее выйти на рынок труда. Е. БУНТМАН: Но наверное бессмысленно спрашивать, какие специальности есть. Вы говорите, 250 специальностей. В каких областях? Много ли идут в медицину? Я так понимаю, что фельдшер – это выпускник среднего профессионального училища. В. ДЁМИН: Это выпускник медицинского училища. И если посмотреть на структуру подготовки специалистов среднего профессионального образования, я бы сказал, что около 80% - это специальности технического профиля, приборостроение, машиностроение, механообработка. Достаточно большой процент специальностей в области информационных технологий, защиты информации. Большой перечень специальностей связано с транспортом, сельским хозяйством и, конечно, медицина и культура. Кстати, почти 40% специальностей – это связано со специальностями культуры и искусства. М. ГАЙДАР: Очень интересно. Давайте на секунду прервёмся на рекламу и очень быстро вернёмся к вам. РЕКЛАМА М. ГАЙДАР: Здравствуйте. Мы вернулись к вам. У нас Виктор Дёмин – президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России. У меня к Вам такой вопрос. Вы готовите разных специалистов, 36 даже по культуре. А что у них происходит с армией? Вы их готовите, а потом они идут в армию? В. ДЁМИН: Дело в том, что в последнее время приняты законы, нормативные документы, предусматривающие не то, что закрепляющие, это всегда было, своего гражданского долга перед отечеством – защищать родину. И молодые люди, достигшие соответствующего возраста 18 лет, призываются с ряды вооружённых сил. Имеют студенты отсрочку от призыва в армию до окончания срока обучения и если они поступают в другой уровень образования до 20 лет, они идут служить в армию. Е. БУНТМАН: У среднего профессионального… у училища есть отсрочка. В. ДЁМИН: У студента имеется только одна отсрочка до конца завершения обучения. И естественно, это накладывает сегодня определенные отпечатки в наших взаимодействиях с работодателях. Это очень серьёзнейшая проблема. Сегодня радикально меняются отношения с работодателем. Вы хорошо знаете практику многих десятилетий назад, когда по окончании учебного заведения молодой человек приходил на производство, ему говорили: «Забудь, чему тебя учили» и начинается заново переподготовка. Чтобы этого не происходило, сегодня работодатель объективно вынужден приходить чуть ли не с первого курса и вместе с нами вести эту подготовку с тем, чтобы сократить затраты для дальнейшей его адаптации. Е. БУНТМАН: Но это же выгодно работодателю. В. ДЁМИН: И в равней степени армейский вопрос. Когда работодатель заинтересованно работает с нами по подготовке специалиста, он делает всё для того, чтобы год отслужив в армии, теперь уже срок сокращён и молодые люди с благодарностью это воспринимают, они, как правило, под активном внимании работодателя, возвращаются на производство. М. ГАЙДАР: Их там дожидаются. Е. БУНТМАН: Это очень важно, чтобы было трудоустройство. В. ДЁМИН: Успешность молодого человека сегодня тоже начинает доминировать в мотивации при поступлении в учебное заведение. М. ГАЙДАР: Получается, что у нас все с этим образованием хорошо. А почему тогда  существуют нацпроекты? Очевидно, что что-то предполагается заменять. И поэтому столько внимания. Что будет заменено и почему и к чему мы придем? В. ДЁМИН: Второй год, как государство поддерживает целевым порядком учреждения начального и среднего профессионального заболевания, около 4 млрд рублей выделено на поддержку инновационных проектов, это почти 150 учебных заведений, 148 училищ, техникумов и колледжей. И естественно, сама форма национального проекта – это своего рода сигнал или как говорят автомобилисты, зажигание тех позитивных процессов, которые должны происходить в учебных заведениях. Выбираются инновационные, базовые учебные заведения, которые могут стать точками роста. И за два года можно сказать, что не только освоены огромные деньги, почти 4 млрд рублей, они вложены в конкретное дело, есть определенные позитивные результаты. Если говорить о позитиве, несомненно инновационное развитие получила учебно-материальная база, радикально изменена система переподготовки и повышение преподавателей, которые ранее были замкнуты только в педагогических технологиях, теперь уже говорят на одном языке с работодателем. Сегодня около 40 ресурсных центров создано в стране, которые на самом деле являются инновационными и задают весь тон в развитии системы. На сегодня следует отметить, что меняется содержание, формируется новое поколение образовательных стандартов, основанных на профессиональных компетенциях и впитавших в себя не только наилучший опыт подготовки кадров в России, в том числе зарубежный опыт. Сегодня можно говорить о серьёзном изменении информационных условий обучения, когда компьютер выступает не только как средство, но и условия качественной подготовки. Что очень важно – поменялась ментальность самого педагога и студента, где созданные условия фактически радикально поменяли мотивацию молодого человека в получении именно рабочей профессии. Сегодня мы наблюдаем достаточно широкий спрос и желание работать в машиностроении, в механообработке, в приборостроении, не говоря уже об информационных технологиях, в тех базовых отраслях, которые обеспечивают рост реального сектора экономики. Е. БУНТМАН: Видимо, сейчас ситуация будет меняться в пользу профессионального образования. Мне так кажется, потому что невозможно бесконечно готовить экономистов, юристов… М. ГАЙДАР: Плохих экономистов, плохих юристов. Е. БУНТМАН: Плохих – не плохих, но как-то слишком много. Пиар, экономика и право. Получается, что у вас может быть главный конкурент, у специальных… М. ГАЙДАР: Гастарбайтеры – главный конкурент. Е. БУНТМАН: Не знаю. Мне кажется, что главный конкурент – это ВУЗы, которых много и которые у вас отбивают людей. В. ДЁМИН: Вы знаете, наверное некорректно мне говорить о противоречиях между уровнями образования, но очевидно, что ментальность общества такова, что доминанта высшего образования – как мандат некой социальной успешности. Хотя мы признаем, что структура, объемы, профили подготовки кадров, они деформированы, не полностью соответствуют структуре развития экономики, о чем и президент, и глава правительства не раз подчеркивали. Это одна из центральных задач и проблем, которые призвана решать система образования. Более того, нужно поменять некий взгляд общества на успешность своего ребёнка. Е. БУНТМАН: Чтобы не относились свысока, презрительно. В. ДЁМИН: Мне нравится мысль, которую не раз подчеркивает наш министр Андрей Александрович Фурсенко, подчеркивая, что общество придет к пониманию того, что цена успешности человека будет в качестве его мастерства. Во всем мире ценится мастер, а не диплом. Естественно, это отражение некой образовательной траектории. Прежде всего – это профессиональная компетентность, её востребованность и уровень её материальной оценки. М. ГАЙДАР: Есть такое распространенное мнение, что в эти профессиональные училища, в то, что называют ПТУ, идут дети из неблагополучных семей, которые плохо учатся. Это так действительно? И действительно, как вы отслеживаете, есть ли у вас эти неблагополучные дети, что вы делаете, чтобы им помочь? В. ДЁМИН: Я ещё, может быть, не совсем корректно поступлю, поправлю. Мы договорились, что ПТУ – это начальные профессиональные. Вне всякого сомнения техникумы и колледжи естественны для различных слоев населения открыты. Но проблема доступности все равно существует, потому, что поступление на конкурсной основе. Естественно, есть значительная часть молодых людей из малообеспеченных, дети-сироты, они есть и в высшей школе. Поэтому говорить, что это некий социальный отстойник, я прошу прощения за это грубое слово. Вместе с тем, мы понимаем, что для многих начальное и среднее профессиональное образование – это своего рода социальный лифт. Это возможность получить именно первичные профессиональные знания. Мне кажется, что этого не следует бояться. В противном случае, если мы будем очень прагматично подходить к начальному и среднему профессиональному образованию, мы спрессуем учебные места, и часть молодежи окажется за стенами учебного заведения, и тогда возникнут проблемы инвестирования в решение других проблем. И бояться того, что многие пришли учиться, может быть, до конца не поняв, что это начало их профессиональной траектории – вне всякого сомнения позитив состоит в том, что в организованной образовательной среде мы решаем важные не только образовательные, но и воспитательные задачи. Е. БУНТМАН: Ну да. Ваша работа – это объяснить. В. ДЁМИН: И что очень показательно, как правило, наши выпускники, продолжая обучение в ВУЗе, становятся самыми успешными студентами, потому, что они приобрели то, что не всегда дает школа – они научились учиться. И это уже профессионально сориентированные молодые люди. И поступив уже по специальности той или иной в ВУЗы, они добиваются более высоких… М. ГАЙДАР: Они понимают, что они хотят и зачем. В. ДЁМИН: …результатов. Е. БУНТМАН: Вопрос от Антона: «Возможно ли обучение в колледже или техникуме работающих лиц возраста 30-40 лет?» В. ДЁМИН: Такие возможности предоставлены. Единственное ограничение, если получает молодой человек второе среднее профессиональное образование, тогда он это делает на профессиональной основе. А так есть форма: дневное обучение, несколько ограничений есть, вечернее, заочное, экстернат – возраст не ограничен. Е. БУНТМАН: Если человек захочет поменять профессию, получить профессиональные навыки в другой области – то никаких проблем. М. ГАЙДАР: Скажите, считается, что профессионально-техническое образование позволяет человеку быть мобильным. А получается, что оно платное. Те, кто должны получить эту переквалификацию. В. ДЁМИН: Дело в том, что уровень, источник финансирования не сказывается на качестве обучения и тем более на последующем трудоустройстве. Это как одна из возможностей реализовать те профессиональные запросы, которые в рамках конкурсной системы это сделать он не может. Потому, что в отличие от начального профобразования, обучение в среднем осуществляется прием на конкурсной основе. И когда не сможет человек поступить, он поступает за счет своих собственных средств. Сегодня на 10 тысяч населения приходится 172 студента среднего профобразования. При том, что высшее образование на 10 тысяч населения – 714. Е. БУНТМАН: Вот, может быть я закончу наш разговор сообщением, оптимистическое очень сообщение: «Мой друг отучился в Ветеринарной Академии, а потом, разочаровавшись в сельском хозяйстве, пошёл учиться в ПТУ и сейчас работает на заводе и вполне счастлив». В. ДЁМИН: Мне представляется это замечательным примером того, что в нашей стране предоставлено широкое право выбора и доступности к получению профессионального мастерства. Если мы договариваемся, что ценится не сам диплом, а мастерство, профессиональная компетентность, которая достойно может быть оценена, то почему бы и нет! Е. БУНТМАН: Спасибо большое. У нас в гостях был Виктор Дёмин – президент Союза директоров средних специальных учебных заведений, директор Красногорского оптико-электронного колледжа МО. Спасибо большое. В. ДЁМИН: Спасибо.

 

назад